Собор Парижской Богоматери


"Церковь Богоматери превосходное произведение как снаружи, так и изнутри", - писал в средние века Гильберт де Мети. Но французский писатель Гюисманс нашел, что собор похож скорее на "бездыханный каменный труп с громоздкими, почти слоновьими башнями", а для историка Мишле "это книга, которую хочется прочесть, а не место, где возникает желание молиться". Собор начали строить в XII веке на месте, где находились две церкви - Святого Этьенна (первомучени-ка Стефана) и Парижской Богоматери, в свою очередь построенные на развалинах римского храма, по-спягпенного богу Юпитеру. Инициатором и организатором сбора средств на возведение нового собора был парижский епископ Морис де Сюлли. Весь город, от короля до последнего нищего, принял участие в его строительстве. Благотворительность была одной из форм благочестия, и каждый почитал за честь, а не за обязанность внести свою лепту денежным вкладом или посильным трудом. Первый камень собора был заложен Папой Александром III в 1163 году. Архитектор собора, которого с полным правом называют гениальным, считавшимся "не со своим временем, а с вечностью", остался неизвестным. Сохранились имена некоторых мастеров, скульпторов и художников, "строителей и благоукрасителей" храма. Из них два парижских мастера, Жан де Шелль, руководивший работами по возведению боковых фасадов собора, и Пьер де Монтрей, завершивший его южный трансепт, были художниками "тончайшими, изощреннейшими", "мужами ученейшими и честнейшими", которых даже называли "учеными дел геометрических". Собор, построенный в основном по романскому базиликальному плану, сохраняет всю "мощь и царственность старинной базилики", но в то же время, по определению Гюго, "это уже не храм романского стиля, но это еще и не вполне готический храм". Собор Парижской Богоматери, вмещающий до девяти тысяч человек, почти квадратный по форме (41 м в длину, 43 м в высоту). Из двух башен собора левая немного шире, чем правая. По первоначальному проекту они должны были быть увенчаны островерхими шпилями. При строительстве, как только высота башен достигла 69 метров, было решено от них отказаться, что-бы не нарушать уже создавшейся гармонии пропорций. Центральный фасад собора как бы разделен на три этажа простыми, ясными горизонтальными линиями. Первый этаж состоит из трех порталов - центрального и двух боковых. По своим размерам центральный портал явно отличается от двух других. Различие боковых не столь очевидно, хотя и несомненно. Избавляя глаз от строгой монотонности и создавая при этом впечатление симметрии, оба боковых портала в то же время не одинаковы по размерам и по форме. Левый - ниже и завершается не аркой, как правый, а острым углом треугольника. По обеим сторонам центрального портала - статуи, изображающие "Церковь торжествующую" и "Поверженную синагогу" (копии, сделанные в мастерской Виоле-ле-Дюка во второй половине XIX века). Когда-то все статуи собора были раскрашены и выделялись на золотом фоне. В XIII веке в Париже существовал специальный цех "скульпторов-живописцев", которым цеховой устав запрещал работать ночью, при искусственном освещении, недостаточном для выполнения работ. Полихромность скульптуры была не только декоративной. По цвету одеяний, например, можно было определить персонаж, особенно если он размещался высоко или в местах, не совсем удачных для обозрения. По традиции, Богородица всегда изображалась в голубом одеянии. Деве Марии обязательно посвящался один из порталов любого средневекового собора. В Соборе Парижской Богоматери Ей посвящен левый портал. На тимпане - изображения трех Пророков, предсказавших явление Богоматери, и трех Царей из Ее родословной. Над ними - Успение и коронование Богородицы. Правый портал посвящен Святой Анне, матери Девы Марии. На его тимпане - скульптурные изо-бражения Богоматери с Младенцем Христом, благословляющим и держащим земной шар. Слева - опирающийся на посох епископ Морис де Сюлли, основатель собора. Справа - коленопреклоненный французский король Людовик VII. Существует предположение, что это изображение Хильдеберта I, сына короля Хловиса, основателя церкви Святого Этьенна, ранее находившейся на месте собора. Хильдеберт изображен в "современном" королевском одеянии XII века, что и позволило принять его за короля Людовика VII. Тимпан портала Святой Анны - самый древний из трех, украшающих собор. Скульптурное украшение всего фасада датируется XIII веком, то есть временем окончания строительных работ. Обычно, следуя средневековой традиции, скульпторы принимались за работу одновременно со строителями. Но от начала строительства прошло около двухсот лет, скульптуры, приготовленные для украшения фасада, казались архаическими уже в то время, и их решили заменить, за исключением тимпана портала Святой Анны. "Порталы - преддверие рая", - мыслил человек Средневековья. Поэтому, по традиции, центральный портал главного фасада обычно посвящался сценам "Страшного Суда". На тимпане центрального портала Собора Парижской Богоматери изображен Христос, взвешиваю- гции души усопших и отделяющий праведных от неправедных. Внизу, у основания аркатур, скульптурные изображения Ада и Рая. Если Ад легко узнаваем, так как всегда проще передать адские муки, чем райское блаженство, то изображение Рая ограничено буквальной иллюстрацией строфы из Евангелия от Луки: "Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово". Фигуры Христа благословляю! ц его, двенадцати Апостолов, дев мудрых и неразумных - копии, вышедшие из реставрационных мастерских Виоле-ле-Дюка. В нише одного из простенков - скульптурное изображение Святого Марселя, попирающего дракона (копия; поврежденный оригинал находится в музее Клю-ни). Как рассказывает легенда, некое чудовище по ночам выползало из Сены и пожирало на кладбище трупы. Испуганные парижане просили заступничества у своего пастыря. Святой Марсель изображен в тот момент, когда он поражает посохом чудовище, выползающее из могилы. Левый портал также обрамляют арки со знаками Зодиака, которым соответствуют барельефы с изображением сезонных работ. Эти сельские картины дополняет декоративный скульптурный орнамент, в котором впервые стилизованное изображение листьев аканта и привычные пальмы уступили место листьям шиповника, дуба или винограда. Центральный портал собора украшают также барельефы с изображениями двенадцати добродетелей, которым соответствуют двенадцать пороков. Дверные петли центрального фасада (копии, сделанные в мастерской Виоле-ле-Дюка) - ажурной, тонкой декоративной вязи. Если верить одной из средневековых легенд, их анонимный автор, прозванный Бискорнетом, или Двурогим, не сумел бы их выполнить, если бы ему не помогал сам дьявол. Над порталами горизонтальной линией вытянулась галерея Царей со скульптурными изображениями двад-цати восьми Царей Иудейских (копии - за образцы были взяты сохранившиеся скульптуры на соборах Шартра, Реймса и Амьена). Над галереей Царей - скульптуры Богоматери и двух Ангелов, ореолом которым служит круглое окно-розетка (10 м в диаметре), тончайшей работы мастеров по камню и по цветному стеклу (копии, созданная в реставрационных мастерских Виоле-ле-Дюка). Реставраторами были проделаны сложнейшие предварительные исследования по искусству средневековых мастеров для восстановления розетки в том виде, в каком она была в XIII веке, так как в 1741 году цветное стекло витражей собора было заменено прозрачным, одноцветным. Когда-то Ангелы держали в руках подсвечники, Каждую Страстную Пятницу две огромные свечи горели всю ночь, освещая центральный фасад. Слева от скульптурного изображения Богоматери находилось помещение, предназначенное для звонаря. Справа - убежище всем, кто его искал. Достаточно было дотронуться до железного кольца при входе, чтобы сразу же стать "неприкосновенным" для преследователей. Стрела собора (более 90 м), снесенная в 1793 году, была восстановлена в мастерских Виоле-ле-Дюка. У ее основания скульптурные изображения двенадцати Апостолов. Полагают, что им были приданы черты реставраторов мастерской Виоле-ле-Дюка. Совершенно достоверно, что моделью для Апостола Фомы, покровителя архитекторов, послужил сам Виоле-ле-Дюк. В шпиле стрелы находятся реликвии - часть Тернового Beinja Иисуса Христа и частицы мощей Святого Дени и Святой Женевьевы, покровителей Парижа. Химеры Нотр-Дам, зооморфные изображения полуреальных, полувымышленных чудовищ, вынесены за пределы собора, как некая дьявольская сила, нарушающая гармонию и порядок Создателя. Собор, как это было принято в средневековой Франции, был центром и духовной, и общественной жизни столицы. Под его сводами устраивались празднества и ставились мистерии, заключались разного рода сделки, перед далекими путешествиями оставлялись на хранение драгоценные вещи, выставлялись на всеобщее обозрение редкости, какими были когда-то, например, слоновые бивни или китовый ус. На площади перед собором, сейчас увеличенной в шесть раз, перестроенной и заасфальтированной, когда-то кипела совсем другая жизнь. В средние века она была застроена лавочками, мастерскими ремесленников и всякого рода домишками. По вечерам булочники имели обычай здесь распродавать по дешевым ценам оставшийся хлеб и битые яйца. 8 сентября в день Рождества Богородицы на соборной площади устраивались луковые и цветочные ярмарки, в последний день Великого поста - живописная ветчинная ярмарка, "окорока как бы вырастали из под земли", так их было много. При короле Иоанне Добром парижане дали обет каждый год приносить к собору свечу длиною в город. Даже если в это время весь Париж размещался на нескольких небольших островах, это была все-таки очень длинная свеча. Город все разрастался, и с начала XVII века свеча была заменена лампадой в форме корабля, геральдического знака Парижа. 1-го мая на плотцади перед собором собиралась корпорация парижских ювелиров, приносивших в дар Богородице зеленое молодое деревце. В 1638 году, в знак благодарности за появление долгожданного наследника, король Людовик XIII приказал возвести новый центральный алтарь и украсить хоры собора. "Древний готический алтарь, пышно уставленный раками и ковчежцами", был заменен новым, "тяжеловесным саркофагом". Пьедестал скульптурной группы "Оплакивание", работы Николя Кусту, был украшен бронзовым барельефом "Положение во гроб", работы Ван Клева. По обеим сторонам - короли Людовик XIV, работы Антуана Куазевокса, и Людовик XIII, работы Гийома Кусту. Король протягивает Богоматери корону и скипетр. С 1987 года здесь можно увидеть посеребряную купель работы грузинского православного скульптора-ювелира Гуджи. "Скульптурный и резной наряд собора" был сильно поврежден во время Великой Французской революции. Скульптуры, "одни за то, что были в митрах, другие за то, что их головы венчали короны", были разбиты, церковная утварь и колокола пошли на переплавку. В соборе устроили продовольственный склад, затем было принято решение о его продаже с торгов (одним из предполагаемых покупателей был французский социалист-утопист Сен-Симон), одно время думали снести его совсем. В период революции собор превращают в храм Разума, в i ICM даже устраивают "всенародное празднество в честь Разума". Богиню Разума изображала балетная танцовщица Тереза Анжелика Обри, которую, по словам Бунина, заставили играть "самую дикую и постыдную роль в кощунстве еще более неслыханном, чем все прочие". Собор вновь становится действующим в правление Наполеона Бонапарта. 2 декабря 1802 года в нем состоялась церемония его коронования. За всю историю Франции только Наполеон I и английский король Генрих VI были коронованы в Нотр-Дам. По традиции коронование на престол французских королей происходило в соборе города Реймса, хотя обычай требовал, чтобы в первый же приезд в столицу ими был отслужен торжественный молебен в Соборе Парижской Богоматери. До середины XIX века собор находился в плачевном состоянии. Внимание к нему привлек роман Виктора Гюго "Собор Парижской Богоматери", опубликованный в 1831 году. После выхода книги имя писателя стало неотделимо от парижского собора настолько, что даже своей формой, как кажется многим, он напоминает начальную букву имени Гюго (Hugo) - "Н". В это же время начинаются работы по его реставрации. Собору угрожала опасность во время парижской Коммуны. Архиепископ, настоятель собора, был убит повстанцами. Коммунары устроили в центре Нотр-Дам костер и собирались его поджечь. В последний момент один из них предупредил об опасности и собор был спасен и на этот раз. Время наложило свой отпечаток на его облик, но время "вернуло собору, быть может, больше, чем от-няло: оно придало его фасаду темный колорит веков", - писал Гюго. Ему вторит Виоле ле Дюк: "Если бы камни собора могли заговорить, то они рассказали бы всю историю Франции".

Хостинг от uCoz